Целевая аудитория: найти, влюбиться, убедить!
Гуру маркетинга уже написали о проблеме анализа целевой аудитории (ЦА) гигабайты умных слов. В этой массе то и дело мелькают «завоевать», «покорить», «прицелиться», «выстрелить» и т.д. На войне как на войне! Ясно, что метафоры уже истерты, а рынок и вправду иногда напоминает линию фронта. Но дискомфорт и желание вырыть окоп от этого никуда не исчезают…
На этом фоне, когда определение целевой аудитории смахивает на анализ секретных разведданных об умонастроениях мирного населения, нам ближе метафора любви.
Толковый любовник всегда знает, в компании женщин какого типа и возраста произведет наибольший эффект (всем мил не будешь!). И продолжает углублять знания, чтобы выделить из этой группы ту, которую очарует окончательно.
«Вот наконец тот, кто решит мои проблемы и сделает меня счастливой – он так мне подходит!» – восклицает девушка. Взаимно. И к венцу. Оформлять договор или покупку.
Как найти целевую аудиторию: внедряемся в жизнь!
Вернемся к маркетингу и ЦА. Как найти? Здесь много нюансов и техник, требующих усердия, воображения и аналитических способностей. Но есть универсальная:
Живое взаимодействие. Прежде чем составлять на бумаге портрет вашего среднестатистического потребителя, выйдите из офиса и общайтесь с реальными клиентами. Внедряемся в жизнь! Никакой интернет этого не заменит.
А некоторые эксперты советуют начать поиск целевой аудитории с бухгалтерии, где тщательно изучить статистику покупок. Какую бы широкую аудиторию ни охватывал ваш продукт, большую часть прибыли (80%) приносит лишь 20% покупателей. И, как правило, это меньшинство составляют клиенты с общими для них демографическими, экономическими и психографическими качествами. Это и есть ваша ЦА. Изучаем!
Портрет целевой аудитории: 5 вопросов для наводки
Обычно пользуются классической методикой сегментации 5W Шеррингтона.
- Что (what) покупают? Определите качественные характеристики товара (услуги), которые предпочитает клиент. В чем ценность продукта?
- Кто (who) покупает? Выясните возраст, пол, социальный статус, материальный уровень вашего потребителя, общие психометрические характеристики (мечты, страхи и т.д.).
- Почему (why) клиент совершает покупку? Что его мотивирует? Какие ключевые проблемы потребителя решает ваш продукт?
- Когда (when) именно оформляется покупка? В какое время и сезон?
- Где (where) и каким образом потребитель покупает товар? Заказывает в интернете, покупает в магазине? Долго ли выбирает и как расплачивается?
Каждый пункт проработать детально. Особенно №2. Есть шанс стать знатоком человеческих душ, к чему и должен стремиться всякий предприниматель. Учитываем, что целевая аудитория компании, проекта или сайта неоднородна: есть ядро, есть отдельные целевые группы.
Но важно помнить: чем более четким и детальным будет портрет ЦА, тем легче будет сформулировать грамотный и эффективный оффер, составить УТП и повысить конверсию и прибыль.
Естественно, что целевая аудитория в сфере B2B будет типологически отличаться от ЦА в сегменте индивидуального потребления (B2C).
Поиск целевой аудитории: где раздобыть информацию?
Про живой контакт мы уже сказали. Но основным плацдармом (пусть это будет единственным здесь военным термином) выступят соцсети и форумы. Некоторые сообщества в Facebook, «ВКонтакте» или Instagram предстанут готовыми репрезентациями вашей ЦА. Незаменимы здесь Google Analytics и «Яндекс.Метрика». Исследуйте и изучайте. Что для этого нужно? Все то же: общаться, интересоваться и любить, да.
- Создавайте опросы.
- Анкетируйте.
- Проводите интервью.
Для составления опросников используйте спецсервисы: Simpoll.ru, Surveymonkey.com, Qualaroo.com и классический Google Forms. Если список контактов уже готов, то собрать сегменты для таргетинга рекламы помогут «Яндекс.Аудитории».
А качественный контент, способный увлечь и соблазнить любого клиента, создаст для вас команда «ProText». И чем более точно мы будем представлять, в кого целиться, тем меньше будем палить по воробьям. Успехов!
Дмитрий Казакевич, копирайтер ProText