Зачем копирайтеру редактор? Объясняем «на пальцах»
Даже самые известные писатели не могут обойтись без редактора. Льву Толстому работать над произведениями помогала его жена. Она переписывала главы «Войны и мира» с черновика на чистовик, попутно внося правки в пассажи, которые казались ей неудачными. А все романы Франца Кафки дошли до нас в литературной обработке Макса Брода, лучшего друга и неизменного редактора гениального писателя. Если даже именитые литераторы прибегали к помощи сторонних людей, то что уж говорить об обычных журналистах и копирайтерах? Опытный редактор обязательно нужен каждому, кто создает текстовый контент, особенно – продающий.
Чем вообще занимается редактор?
Он смотрит на готовый текст свежим, незамыленным взглядом и:
- выбрасывает из него все лишнее, неинтересное и неполезное для читателей;
- дописывает незаконченные мысли;
- исправляет логические и смысловые ошибки;
- приводит текст в соответствие со стилистикой сайта (площадки), где он будет размещаться.
Ни один автор, даже самый талантливый, не в силах справиться с этими задачами в одиночку. Это и понятно – сложно редактировать самого себя, ведь очень часто мы просто не замечаем собственных ошибок и недочетов. Сторонний взгляд позволяет быстро обнаружить «слабые места» и внести необходимые исправления.
Источник изображения https://pixabay.com/.
Основные приемы редактирования
Каждому редактору известны как минимум полтора десятка приемов редактирования. Какие-то из них детально описаны в популярных источниках, другие основаны на собственных представлениях о том, каким должен быть хороший текст. В своей работе редактор ProText чаще всего использует следующие приемы:
«Пиши, сокращай»
Не будем лишний раз приводить в пример общеизвестное изречение Чехова. Но читателям действительно нравятся короткие предложения, поэтому в идеале каждая мысль должна умещаться в одну строчку. Все длинные предложения необходимо дробить на несколько коротких.
Замена глаголов-канцеляризмов
Попробуйте убирать из текстов глаголы вроде «являться», «осуществляться» или «производиться». Замените их тире или глаголом, обозначающим более конкретное действие – и предложения станут гораздо проще для восприятия! Парочка примеров:
Наша компания является официальным дилером бренда ХХХ.
Наша компания – официальный дилер бренда ХХХ.
Компания ХХХ осуществляет продажу комплектующих оптом.
Компания ХХХ продает комплектующие оптом.
Производим доставку товаров в короткие сроки.
Доставляем товары в короткие сроки
Использование глаголов в активном залоге
Это правило вытекает из предыдущего. Шире используйте активный, а не пассивный (страдательный) залог. В первом случае акцент делается на том, кто выполняет действие; во втором – на самом действии. Активный залог делает текст более «сильным». Сравните:
Грузы доставляются поездами и автомобилями.
Доставляем грузы поездами и автомобилями.
Производство оснащено новым оборудованием.
Мы оснастили производство новым оборудованием.
Удаление вводных конструкций
От единичного употребления выражения «Кроме того» качество текста не пострадает. Но вообще-то с вводными конструкциями нужно бороться безжалостными методами. Все «разумеется», «конечно», «сегодня» и прочие выражения, фактически не несущие никакой смысловой нагрузки, надо удалять.
Исключение слова «может»
Так ваша компания все-таки может или не может? Этому слову не место в хорошем тексте, особенно – продающем. Примеры:
Мы можем выполнить заказ за 1 недели.
Мы выполним заказ за 1 неделю.
Наша компания может увеличить вашу прибыль в 2 раза.
Наша компания увеличит вашу прибыль в 2 раза.
Если в компании работает редактор – значит, она действительно заботится о том, чтобы клиенты получали качественный контент. Так что отправляйте заявки, напишем для вас классные продающие тексты, которые принесут новые заказы!
Михаил Зорин, редактор ProText
21.11.2017.