Закажите копирайтинг

+375(17)

395-79-93

+375(29)

622-05-57

заполните бриф скачать
ГлавнаяБлог для копирайтераКолонка редактораЧитабельность текста. Что это такое и как ее улучшить?

Нет ничего трудного в проверке уникальности текста, его академической «тошноты», «водности» и других параметров. Но что делать, если нужно оценить читабельность? Возможно ли это без помощи настоящего, «живого» читателя? Да, возможно! Для этого необходимо использовать сервис http://ru.readability.io/. Рассмотрим особенности его функционирования.

В чем суть?

Вы вставляете ссылку на нужную страницу в поле URL или копируете сам текст. Сервис оценивает читабельность по пяти формулам и сообщает примерный возраст и уровень образования, которые требуются для понимания контента. Например, сообщение «10–11 класс (возраст примерно: 15–16 лет)» означает, что ваш текст будет понятен старшекласснику.

Рассмотрим особенности каждой формулы, которые используются сервисом.

Flesch-Kincaid

Самый простой, понятный и распространенный метод оценки. Проверке подвергаются длина слов и предложений, а также удельное количество частотных и редких слов.

Это интересно. Если проверять по формуле Flesch-Kincaid тексты русскоязычной «Википедии», можно увидеть, что большинство из них понятны только людям с высшим образованием.

Automatic Readability Index (ARI)

Тут используется более «хитрый» метод. Сервис подсчитывает количество символов и делит их на количество слов с пробелами. Потом он делит количество слов на число предложений. В результате выдается рейтинг удобочитаемости по одному из 14 уровней. Первый – максимально простой и понятный текст, который без проблем поймет шестилетний ребенок. 14-й будет понятен 14-летнему школьнику из США.

Coleman-Liau index

Работает примерно так же, как и предыдущая формула, но лучше справляется с большими текстами. Индекс Колмана-Лиау был разработан для оценки читабельности отсканированного текста, т. к. он оперирует границами предложений и отдельными знаками. Даже если сканированный контент не распознан до конца, формула определит его качество.

Simple Measure of Gobbledygook (SMOG)

Еще один способ измерения читабельности относительно длинных текстов. Демонстрирует правильный результат, если проверяется не менее 30 предложений. Принцип действия прост: сервис подсчитывает количество предложений, а затем анализирует число слов, которые состоят более чем из трех букв. Если таких много, то текст сложный. Если мало – простой.

Dale-Chale readability formula

В США существует список из нескольких тысяч слов, которые должен понимать любой американский студент. Формула «прогоняет» каждое слово вашего текста по этому списку и ищет соответствия. Чем больше совпавших слов, тем проще контент.

Время проверки!

Давайте проверим этот текст с помощью сервиса анализа читабельности. Вот, что у нас получилось:

Как видите, чтобы понять нашу статью, нужно как минимум учиться в 7-9 классе. Это отличный результат! Интересно, сколько школьников среди наших постоянных читателей?

А зачем вообще нужен этот сервис?

Читабельность – это свойство текстового материала, которое характеризует простоту его восприятия. Оценивается полиграфический и лингвистический аспекты, т. е. не только исполнение и подача, но и смысловое содержание.

Поисковые системы работают следующим образом: специальные роботы посещают вашу страницу и изучают ее контент со своей, заранее заложенной в программу «точки зрения». Машина анализирует, насколько хорошо текст раскрывает тему, удобно ли его читать и т. д.

Сервис http://ru.readability.io/ помогает предсказать, как поисковые роботы оценят ваши страницы. Результатом станет повышение позиций в выдаче.

Улучшаем показатели

Для повышения читабельности откажитесь от слишком длинных предложений. Не злоупотребляйте специфической лексикой (исключение – если сайт рассчитан только на профессионалов). Используйте общеупотребительные слова. Избегайте множественных повторов одинаковых терминов. Неологизмы и жаргонизмы допускаются, но, опять же, не слишком часто.

P.S. Кстати, мы, в ProText, пишем исключительно читабельные тексты, которые будут понятны вашим посетителям. Обращайтесь!

Дмитрий Буймистров

19.01.2018.