Ольга Соломатина «Писать легко»
Ворчливый критик снова с вами, или В поисках волшебной таблетки
У меня есть автор, который пишет очень трудно. Ему нет равных в постижении особенностей специализированной техники или электротехнического оборудования, но по стилистике его тексты иной раз просто выносят за грань добра и зла. Хотя в принципе техническая насыщенность текстов оправдывает усилия по редактуре.
Я постоянно ищу способы повысить квалификацию своего чудесного автора. Вот и эту книгу я открыла с надеждой – может, он почитает, поделает упражнения и малость подтянется… Увы. Я передам ему книгу, но на «волшебную таблетку» она не тянет.
Конспект книги
Предисловие
- Ну что, автор молодец, и написано легко, и обещается многое.
Глава 1. Прощай, страх белого листа
- Обдумывайте текст, составляйте план. Планы бывают разные.
Глава 2. Выбор сюжета, или Кому нужна ваша правда
- Как собирать информацию для статьи. Наблюдайте, спрашивайте, добивайтесь.
Глава 3. Жанры в журналистике: от теории к практике
- Название полностью соответствует содержанию. Вы узнаете, как много жанров в журналистике.
Глава 4. Бесценный жанр интервью
- Клёвые истории из практики автора.
Глава 5. Социальные сети. На самом интересном месте
- История про Обаму и пара типичных советов для соц.сетей.
Глава 6. Практическая стилистика
- Автора явно очень волнует канцелярит. В приложении – «баянистый» сборник смешных советов по стилистике. Советы полезны, несомненно.
Приложение. Пишите правильно
- Отличный справочник корректора. Поможет самостоятельному автору.
Резюме: наверное, 4 из 5
Один жирный плюс книги – это практические задания. Можно предположить, что читатель никогда в жизни не получит заказа на рецензию или социологическое резюме, но сам факт написания текстов в разных жанрах однозначно пойдет на пользу.
Еще один плюс – для меня – это отсутствие типичных разделов «Как составить убойный заголовок» и «Структура продающего текста». За это Ольге Соломатиной нижайший поклон.
Огорчительный минус: мало. Мало информации не для журналистов. Мало практических методик – как писать-то вообще? Копирайтеры (не журналисты) почерпнут из этой книги буквально пару приемов – кто-нибудь научится отходить от линейного сюжета или строить планы больше чем из трех пунктов (заголовок, описание, призыв).
И все же: книга читается легко, истории интересные, а последовательное выполнение упражнений однозначно поможет развить навыки письма.
Почему я ворчу, собственно
Уже не первый раз я думаю: если я никак не могу найти правильное руководство для копирайтера, то наверное пора написать его самой. Возможно, я так и сделаю.
Что должно быть в учебнике для копирайтера (не журналиста!):
- Как опрашивать заказчика. Что сделать, если заказчик держится как партизан на допросе — чем пробить защиту.
- Планы типичных текстов: о компании, наша миссия, тексты для партнеров, для оптовиков, страница доставки, что писать в разделах каталога и на страницах товаров.
- План контента на сайт целиком.
- Сила гиперссылок и сниппетов.
- Заголовки и подзаголовки: в чем радость.
- Списки: как не обратить мощь приема во зло.
- Оформление текста и верстка: подать товар лицом и не облажаться с разметкой.
- Поиск информации: как проверять источник на подлинность.
- Уникальность: мифы, практика.
- Стилистика: запретные слова, язык большого бизнеса.
- Пишите проще!
- Организация труда копирайтера.
И еще разные пункты, которые могут прийти в голову по ходу дела.
Никому такой учебник не попадался?
Катерина Ерошина