Закон Ципфа. Что это такое и как он поможет вам писать качественные тексты?
Сайтов в интернете становится все больше. На многих из них размещен уникальный, полезный и интересный контент, поэтому конкуренция за верхние позиции в Яндексе и Google постоянно растет. В связи с этим веб-мастера ищут новые (или хорошо забытые старые) способы вывода ресурса в ТОП результатов выдачи. Одна из самых интересных и в то же время противоречивых методик – анализ размещенных на сайте текстов по закону Ципфа.
Что такое закон Ципфа?
В 1908 году французский стенографист Жан-Батист Эсту разработал закономерность распределения слов, которая работает для любого естественно возникшего языка. Много лет спустя эта закономерность была популяризирована американским лингвистом Джорджем Ципфом.
Принцип закономерности прост. В каждом языке есть слова, которые встречаются чаще и реже. Знаете ли вы, что такое «уключина»? Если знаете, отлично – вы очень эрудированы. Но большинство носителей русского языка с этим словом совершенно не знакомы.
Для изучения языка нужно узнать самые употребительные слова. Их всего несколько тысяч. Затем надо обратить внимание на те слова, что употребляются реже, и только потом – на самые редкие. Суть закона Ципфа в том, что второе по частоте употребления слово будет применяться примерно вдвое реже, чем первое. Третье – в 3 раза реже, и т.д.
В поисковом продвижении этот закон используется для определения требуемой частоты ключевых слов. Таким образом, все элементы текста можно разделить на 3 группы:
- вспомогательные слова (служебные части речи, которые не учитываются поисковиками);
- важные (встречаются редко, несут смысловую нагрузку, поисковыми системами оцениваются как ключевые);
- случайные (не несут особого смысла и почти не влияют на продвижение).
Анализ по закону Ципфа помогает понять, правильно ли вы используете ключевые слова и есть ли среди них важные.
Предположим, у вас есть текст о продаже керамической плитки в Минске, в который вы вставили несколько вхождений ключевой фразы «купить плитку в Заводском районе». Анализатор проверит представленную информацию и на основании ряда параметров (длина текста, частота вхождения определенных слов и т. д.) даст рекомендации о том, какие элементы текста лучше убрать, а какие – добавить. Например, он может сообщить, что надо еще один раз использовать слово «Минск», но убрать «купить», или наоборот.
Использование закона Ципфа при написании SEO-текстов
Стоит ли оптимизатору ориентироваться на эту методику? И да, и нет. Вышеописанная техника не является идеальным рецептом по созданию высококачественных текстов. Как показывает практика, низкая оценка качества по Ципфу (меньше 50%) часто означает, что сайт спамный, а вот высокая еще ничего не значит – нужны дополнительные проверки другими методами. Если речь идет о копирайтинге, то более серьезное значение имеют иные критерии, например: семантика, интерес и полезность для пользователя, органичное употребление тематических слов.
Если вы все же хотите «подогнать» контент на своем ресурсе под закон Ципфа, учитывайте следующие рекомендации.
- Методика хорошо работает только в отношении сравнительно больших текстов, объем которых начинается с 5 000 знаков без пробелов. Если меньше, системе просто не хватит информации для анализа.
- Не нужно стремиться к 100-процентному результату. Хватит 80%, иначе контент будет казаться неестественным.
- Не надо проверять вообще все тексты – и новые, и старые. Лучше анализировать новые, важные и объемные.
Словом, не надо зацикливаться на указанной системе, однако она может помочь вам проверить контент успешных конкурентов и привести свои материалы к аналогичным показателям. Успехов!
Дмитрий Буймистров.
3.10.2017.